Как создать и описать характер персонажа?

Содержание

  1. Как сделать героя живым и заинтересовать читателей?
  2. Создание персонажа и его характера
  3. Описание внешности и физиологии
  4. Темперамент
  5. Отношение к самому себе
  6. Мечты, мотивы, стремление и итог
  7. Взаимодействие героя с остальными людьми
  8. Привычки
  9. Хобби и (или) профессия, образование, семья, место жительства
  10. Любимое и нелюбимое
  11. Страхи
  12. Слабые и сильные стороны

Как сделать героя живым и заинтересовать читателей? Создание персонажа поэтапно.

Описание характера вашего героя является одним из главных параметров в его создании. Несмотря на важность данного персонажа в истории, он должен иметь характер, который могут прочувствовать и другие люди. Неважно, где вы будете использовать это лицо: в книге, в ролевой игре, в рисовании или в простом фанфике. Без правильной подачи никто не поймет вашего героя, не сможет полностью оценить его роль. С помощью характеристики вы можете отделить эту личность от остальных или наоборот приобщить к одной из групп; заинтересовать читателей и заставить их с воодушевлением следить за развитием событий.

Здесь составлен список, который можно использовать для характеристики того или иного существа. Эти пункты можно внести в карточку персонажа.

Создание персонажа и его характера

Описание внешности и физиологии

Первое впечатление о персонаже всегда возникает из-за его вида. Сюда входит рост, цвет глаз, форма носа, стиль одежды, возможные проблемы со здоровьем, неряшливость. Тут должно содержаться все то, что можно заметить сразу же, взглянув на него только один раз. 

Внешность для описания характера зачастую берется для определённого посыла. Она может совсем не соответствовать личности или наоборот — только подчеркивать её и раскрывать больше деталей. Внешний вид не является главной чертой в человеке, однако с его помощью можно показать изменение внутри него.

Вообразим героя с синяками и ссадинами от частых драк, плохо расчесанными волосами, неровно поправленной одеждой, которую он носит каждый день; у него вечно уставший взгляд с оттенком злости, что никогда не сползает с лица. И вдруг за определенный отрезок времени его кожа очищается, футболка уже не выглядит неряшливо, глаза обрели прежнюю восторженность, черты лица смягчились.

Почему он так преобразился? Что произошло с его внутренним миром в этот период? Как этого добился? 

Стоит ли отвечать на эти вопросы или стоит только намекнуть — решать вам.

Темперамент

Обычно людей подразделяют на:

  • сангвиников ( повышенная возбудимость и реактивность, но при этом активность и реактивность у него уравновешены)
  • холериков ( малая чувствительность, 
    большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, они скорее экстраверты)
  • флегматиков (бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь; не находчивы, с трудом переключают внимание и приспосабливаются к новой обстановке, медленно перестраивают навыки и привычки. Работоспособны, энергичны, терпеливы)
  • меланхоликов (высокая чувствительность; обидчивы, неуверены, закрыты)

Темперамент довольно много может объяснить в личности героя. Выбор этого критерия очень важен, так как большинство поступков в частности зависят от него. 

Люди с разным темпераментом решают проблемы по-разному. Представим ситуацию: персонаж долго работал над своим проектом, потратив кучу времени на реализацию своих идей и задумок. Однако в последний момент совершает ошибку, которая влияет на итог своего творения. Для сангвиника этот провал станет опытом, он постарается исправить произошедшее и продолжит пытаться до тех пор, пока не получит желаемое. Меланхолик же даже не станет пробовать что-то изменить, такой человек просто бросит своё дело и начнет угасать на глазах. Случившееся станет для него позором.

Отношение к самому себе

В зависимости от того, как герой относится к себе, изменяется его характер. Если он ненавидит себя, боится своего тела, считает себя уродливым и ничтожным, то такой человек будет довольно пугливым и замкнутым. Если все наоборот — чувствует себя уверенно, более раскрепощенно; такой персонаж может спокойно идти по своему пути и не бояться преград. 

В первом случае для человека главным будет приобретение любви к себе. Его можно ставить в разные ситуации, разыгрывая и испытывая на прочность, на способность бороться и изменяться. За таким персонажем интересно наблюдать, смотреть на все промахи и неудачи, пытаться понять его природу мышления и раскрывать самые потайные уголки души.

Во втором — все проще. Обычно здесь идет упор на преодоление трудностей, которые мешают личности добиться своей цели. Все зависит от задумки и идеи.

Мечты, мотивы, стремление и итог

Данный критерий входит в базовое понимание характера героя. 

  • К чему он стремится?
  • Почему именно об этом мечтает?
  • Ради чего это делает?
  • По какой причине выбирает именно этот путь?
  • К чему именно приходит в конце?

Персонаж может иметь любую цель: найти своё счастье, поступить в престижный университет, познать себя, выучить множество языков. Они могут быть большими и маленькими со своей особой предысторией. Герою придется выбирать, какой дорогой пойдет, будет ли его путь оправдан. 

Решит ли человек ограбить банк ради богатства или создаст свой бизнес? Или и вовсе забьёт на свою цель? К чему это приведет? С помощью ответов на вопросы вы сможете придумать историю данной личности.

Взаимодействие героя с остальными людьми

Большинство писателей раскрывают своего персонажа при помощи описания его отношения к другому человеку. Его взгляды, тон голоса, походка, эмоции — всё это может помочь в создании первого впечатления о личности.

  • Человек на празднике с некой неприязнью и скукой слушает чужие рассказы — он часто посещает такие мероприятия и ему надоели эти люди.
  • Герой радуется любому комплименту и старается угодить остальным — он не привык к этому обществу, однако хочет влиться в компанию.
  • Он подозрительно для других ведёт себя радостно и вежливо — с ним случилось что-то хорошее или он что-то задумал.

Сюда же относят и сравнение одного персонажа с другим, что также может прояснить больше деталей в характере.

Привычки

Привычки человека могут рассказать о его психическом здоровье, нервозности. Перечислим категории привычек.

  • отрицательные/вредные (курение, употребление наркотиков, сосание пальца, привычка грызть ногти, переедание)
  • нейтральные (перемещение по одному и тому же маршруту, ежедневная поездка на работу, особый рацион питания в определенное время)
  • позитивные/полезные ( чистка зубов 2 раза в день, зарядка по утрам, чтение по несколько страниц в день)

Также привычки могут быть связаны с хобби или профессиональной деятельностью.

Хобби и (или) профессия, образование, семья, место жительства

  • Чем занимается ваш герой или у него нет ничего того, что он делает в своей жизни? 
  • Почему он выбрал этот путь?
  • Нравится ли ему то, что он делает?
  • Где живет, с кем именно, кто состоит в его семье?
  • Как относится к родным?

Любимое и нелюбимое

Любимые и нелюбимые вещи героя в:

  • еде
  • характере других людей, в их привычках, мечтах
  • в своей профессии, хобби, учёбе

отношение к:

  • национальностям
  • расам
  • принадлежности к полу
  • к разделению труда 
  • к тем или иным возрастным категориям

Страхи

  • чего боится герой?
  • почему его это бросает в дрожь?
  • что стало причиной?
  • стремится ли он избавиться от него?

Вы можете проверить персонажа на устойчивость и смелость, предлагая испытания, что может послужить целью рассказа. Он не любит пауков? А как насчет того, чтобы отправить его на выставку паукообразных? 
Ваш герой боится людей? Заставьте выйти его на улицу.

Слабые и сильные стороны

Чтобы ваш герой не казался простой неживой куклой, он должен иметь сильные и слабые стороны. Человек не может быть идеален во всем, ведь все мы совершаем ошибки. Кому-то не дается математика, но он хочет изучать астрофизику, а кто-то ничего не понимает в литературе и не собирается ничего с этим делать. Есть те, у кого есть способности к чему-то, а есть и другие, которые их совсем не имеют. Для проработки этого пункта стоит ответить на вопросы:

  • Что умеет?
  • Что не умеет?
  • Пытается ли он научиться тому, чего не может?
  • Использует ли свои умения в деле?
  • Мешают ли его слабые стороны жить и продолжать свое дело?

На что надо обратить внимание при проработке достоверности?

  1. Реалистичная внешность.

Идеальных людей (или нелюдей) не бывает, всегда найдется что-то, что будет выбиваться из идеального образа: длинноватый нос, странная родинка, сутулость, большие уши, заикание, нервные движения, неряшливость в одежде. В образе обязательно должен быть изъян, который не отвечает канонам идеальности. Чаще всего людей роднят не достоинства, а недостатки, и недостаток во внешности должен быть обязательно.

  1. Реалистичность поведения.

Повадки, мимика, поступки, образ жизни – в этом тоже должно быть что-то с изъяном. Если персонаж не умеет злиться, завидовать, быть злопамятным или чрезмерно самоуверенным, то в этом образе нет жизненности. Как и если в том же злодее сплошь тьма. Люди сотканы из света и тени, и в любой светлой душе есть темный недостаток, равно как и в темной – хоть одна хорошая, положительная черта.

  1. «Переживательность» образа.

Очень важно, чтобы образ вызвал отклик в читательской душе – поступками, словами, событиями, в которых он принимает участие (или в которых его заставили поучаствовать). Отклик может быть любым – сочувствие или симпатия, любопытство или отторжение, умиление или ненависть. Любой, лишь бы был. Лишь бы образ не оставил читателя равнодушным.

Чаще всего для создания «переживательности» используют:

а) угрозу жизни (персонажу, его близким);

б) сиротство или потерю семьи (друзей, вообще всех близких);

в) юморное хулиганство и шалопайство с нарушением всех правил и законов; рисковые прогулки по лезвию ножа;

г) несправедливое отношение к персонажу (травля, ложные обвинения, всеобщая нелюбовь без доказательств и др.);

д) разрыв отношений между влюбленными или их запрет; любовные треугольники и квадраты с мучительным выбором;

е) тяжелые жизненные обстоятельства, которые усложняются и усугубляются с каждой следующей главой.

И так далее.

Но использовать эту составляющую мало, надо ее основательно проработать – фактически прожить вместе с персонажем, чтобы внести в ситуацию «переживательности» как можно больше искренности и честности: что он чувствует, как проходит испытания, где ломается или находится на грани, как справляется, какие выводы извлекает, какими мыслями делится. Лишь тогда читатель проживет ситуацию с персонажем и поймет: «Верю!»

  1. История образа.

Чтобы читатель поверил, история персонажа (не только общесюжетная, в которой он принимает участие, но и личная) должна быть продуманной и логичной. Или хотя бы просто должна быть. Даже для второстепенного или эпизодичного персонажа можно продумать несколько стержневых точек – где учился, когда женился, как сейчас жизнь складывается, – и вплести эти факты в сцены с его участием.

Жалобы трактирщика на налоги и сварливую жену, рассказы торговца о бедности с перечислением государственных и географических причин, заунывная просительная молитва нищего с пожеланиями того, чего у него самого нет, – всё это добавляет образам жизненности. И у читателя создается ощущение, что они настоящие.

Да, и чем больше места занимает персонаж, тем глубже надо продумывать его историю. И если эпизодичному трактирщику хватит двух деталей истории (работы да сварливой жены), то у второстепенного персонажа, мелькающего в сюжете несколько раз, деталей должно быть уже пять-шесть. А у героя и того больше. И, конечно, их важно увязать с миром, чтобы персонаж существовал не сам по себе, а был частью мира и его истории (и трактирщик профессию не выбирал, в его роду все были трактирщиками, это законы рода, а развестись он не может – позор на веки вечные).

  1. Активность образа.

Пассивные персонажи не вызывают отклика и проходят мимо внимания читателя. И если пассивность нашего трактирщика, который появляется один раз, простительна, то герои и персонажи, которые просто существуют и плывут по течению, вызывают недоумение. Они ведь потому и взяты в историю, чтобы менять ее своей активностью, участвовать (вольно или невольно) в жизни мира, высказывать свою точку зрения и доказывать ее действиями.

  1. Логика характера и последовательность в поступках.

Это, наверно, самый сложный момент.

Очень важно сразу, изначально, прописать характер персонажа и определить его основные черты, чтобы избежать сюжетных ошибок. Чтобы вспыльчивый персонаж в нужных местах сердился, а не вздыхал философски. Чтобы миролюбивый избегал конфликтов, а не ругался из-за ерунды. Чтобы драчливый лез в бутылку, а не трусил в темных переулках. А трусливый чтобы обходил их стороной.

И если заявлено, что персонаж хам, он должен быть хамом в любых ситуациях (и, конечно, с «обоснуем» – почему он такой). А если девица – девица, то она и должна быть девицей даже с самым-самым искушенным Казановой и не оправдываться столь популярным в современных романах «предательством тела».

Исходя из выбранного характера, продумываются два направления – поступки (поведение) и речь. Поступки – чтобы не было того самого внезапного «предательства тела», чтобы девица имела крепкий моральный стержень. А речь (в том числе и внутренняя, «мыслительная») – чтобы хам выглядел хамом, думал как хам и говорил как хам, а не как аристократ в десятом колене.

Конечно, последовательный персонаж покажется предсказуемым, но это только на пользу, ведь читатель будет знать, что ожидать от образа. И на этом можно прекрасно сыграть в тех ключевых моментах, когда персонажу предстоит сделать сложный выбор и измениться. И тем самым удивить читателя.

  1. Внутренние проблемы.

Тоже непростой момент, обязательный для главных действующих лиц.

Внешних проблем для персонажей создается с избытком. Угроза жизни, долги, сложности в работе – и так далее. А вот внутренние проблемы авторы часто обходят стороной или касаются их поверхностно. А ведь именно внутренняя жизнь – психологические проблемы выбора, попытки принять новые ценности с отказом от старых, ломка характера под влиянием обстоятельств – делает персонажей по-настоящему живыми. Ибо беспроблемных людей не бывает. Все внутренне проблемны, и даже если персонаж бежит от разборок с самим собой – это уже плюс.

Главные герои и персонажи обязательно должны меняться – расти над собой, делать выводы из пережитого, – и тем самым преодолевать внутренние конфликты и трудности.

И даже наш трактирщик имеет полное право в конце истории, вновь принимая в своем заведении героев, похвастать тем, что сделал выбор в пользу собственного спокойствия и нарушил завет предков. Да, посмотрел на наших героев и решил: а чем он хуже?

  1. Соответствие реалиям мира.

Простой пример. Авторы любовного фэнтези очень любят писать о 30-летних попаданках, которые оказываются в мире средневековья, – и сразу нарасхват, и сразу короли с герцогами в очередь выстраиваются, чтобы жениться. Хотя как может женщина средних лет оказаться востребованной в обществе, где выходят замуж в 14-16 лет, а 30 лет – уже старость? Да еще и среди аристократов, где главное требование, предъявляемое к женщине,– родить здоровых наследников и как можно больше, ибо медицина находится на все том же средневековом уровне, и младенческая смертность очень высока?

Характеры и прочие качества персонажей обязательно должны соответствовать реалиям мира. И в речи – тоже. И никакие «пофиг» в мире фэнтези без попаданцев недопустимы – это речевой маркер нашей современности, который в иной сказочной реальности неуместен.

Что еще проверять для повышения достоверности истории?

Также для достоверности можно проверить:

  • равны ли примерно протагонист и антагонист (не перевешивает ли чрезмерно один другого, победимы ли оба, имеют ли слабые места);
  • не говорят ли персонажи больше, чем делают (диалоги – это двигатель сюжета, но двигатель образа – именно действия, в том числе и движения души);
  • нет ли в хороших персонажах слишком много хорошего, а в плохих – слишком много плохого;
  • не поступает ли персонаж так, как вам хочется, минуя главные интересы истории.

И, повторюсь, достоверность – это очень, очень важная деталь любого образа, от эпизодического до главного. Уделите ей самое пристальное внимание, и читательское «верю» вам обеспечено.