Сплав чувств и логики как основа разума

Есть интеллект (логика), а есть подсознание и внутренние чувства, они неразрывно связаны и образуют разум. Ян и Инь… Ближайшее реальное окружение и ближайшее виртуальное окружение, две основные Коллекции, на которых зиждется всё мировоззрение СИМ. Как научить систему имитации мышления распознавать Образы и оперировать ими, внутри Коллекций? Как по некоторым признакам можно было определить, с чем интеллектуальный агент имеет дело? Так, чтоб по особенностям Образов аппарат сознания и мышления системы мог подбирать действия для объектов. Так, чтоб интеллектуальный агент мог в модели окружения, сгенерированной в его памяти, располагать объекты, в соответствии с текущей обстановкой. Чтоб он мог отыгрывать время назад, вспоминая, как объекты располагались в прошлом и какие действия над ними совершались. Чтоб СИМ мог прогнозировать, как будут располагаться объекты в будущем, как будут взаимодействовать. Необходимо научить интеллектуальных агентов оценивать эмоционально объекты и действия, Коллекции целиком и изменения в них.

Сенсорные чувства, которые мы (высшие животные и человек) испытываем, посредством рецепторов, распознавая объекты из окружающего мира, не единственная реакция, на мир. Мы (манипулируя подобными объектами в своей памяти), вспоминаем прошлое и, прогнозируя развитие событий в будущем (фантазируя и придумывая что-то новое в том числе), испытываем совсем другие – внутренние чувства, не связанные с органами зрения, слуха и вестибулярного аппарата, обоняния и вкуса, осязания и самочувствия. Эти внутренние чувства – основа выживания, некоторые имеют прямую взаимосвязь с физиологией, как голод или сексуальное влечение, но они не имеют прямой взаимосвязи с каким-то отдельным органом за пределами нервной системы и формируются на основе внутренних её механизмов. К примеру, есть мы можем захотеть, увидев аппетитное блюдо, или привыкнув обедать в одно время, при наступлении определённого часа. Другие же подобные чувства, наоборот, вообще не имеют прямой связи с телом, но оказывают значительное влияние на наше поведение.

Наиболее важными из таких чувств, выбранными на основании наблюдений за высшими животными и человеком, можно считать страх и любознательность. Причём они не являются взаимоисключающими, а могут воздействовать на наше поведение одновременно с разной интенсивностью, заставляя мозг тщательно взвешивать все за и против. Для системы имитации мышления важно не просто имитировать все эти чувства, но понимать какое значения они имеют для людей, с которыми они обязаны взаимодействовать. То же касается и контролируемого искусственного разума, который должен быть похож, в своих рассуждениях, на устойчивого в эмоциональном плане человека, когда речь идёт об управлении важными объектами. Практически, в Языке Образов, чувства, не связанные с сенсорикой, должны быть первоначально прописаны к базовым Образам в виде их эмоциональной окраски, в первую очередь к образам-признакам, в процессе программирования и настройки системы. Но в основном, своё отношение (в виде списка внутренних чувств) к Образам и их Коллекциям, конкретный индивид аппаратно-программного комплекса должен сформировать самостоятельно в процессе обучения (общения с людьми), благодаря чему он сможет в итоге обрести индивидуальность.

Внутренние чувства интеллектуального агента, в отличие от сенсорных чувств, могут возникать лишь в виде имитации аналогичных у высших животных или человека, но их проявление будет настолько близко к естественному, что отличить будет невозможно. Каким образом этого можно добиться? Всё достаточно просто. В процессе обучения и самообучения, каждый образ будет получать, наравне со списком сенсорных, список внутренних чувств, или говоря иначе, эмоциональную окраску. В итоге набор Коллекций Образов, находящихся в данный момент в сознании системы, будет вызывать генерацию суммарного списка внутренних переживаний. Так же, на возникновение некоторых внутренних чувств, будет влиять состояние базовой коллекции системы, имитирующей взаимосвязь сознания мыслящей машины со вселенной, в глобальном её значении. В такой глобальной Коллекции будут оказывать воздействие на систему разнообразные таймеры и пороговые элементы, аккумуляторы, подсчитывающие возникновение тех или иных тождественных событий, имитирующие биологический цикл и различные потребности высших животных, назовём их «событиями глобальной Коллекции», а непосредственно самосознание машины назовём Я-коллекцией.

Сумма различных внутренних чувств системы, будет влиять на уровень наполнения эмоциональных аккумуляторов, вызывая эмоциональную окраску в принятии решений, в зависимости от матрицы характера, наложенной на определённый экземпляр интеллектуального агента. Аналогично нейромедиаторам высших животных и человека, их генетической предрасположенностью, к реакции на окружение. Соответственно, исчезновение Образов, вызывающих возбуждение из сознания системы, лишь прекращает подпитку эмоций, которые снижают свою интенсивность, постепенно со временем, в зависимости от конфигурации матрицы характера. Отдельные Образы и события глобальной Коллекции, в зависимости от важности для Контекста, будут вызывать лишь незначительное влияние на наполнение аккумуляторов, некоторые смогут немного разряжать их, а отдельные экстраординарные (вновь возникшие) Образы и события, наоборот, смогут резко изменить состояние эмоционального фона системы. К примеру, Коллекция ближайшего окружения может оказаться опасной для подопечного СИМ, и он будет обязан не просто предупредить его о возможной опасности, но и сделать это максимально доходчиво, вплоть до грубости, неуместной в других случаях, если это необходимо.

В зависимости от наполнения эмоциональных ячеек, аккумулятор генерирует события, для активизации тех или иных задач, а иногда и отдельных действий, имитирующих естественную реакцию высших живых существ на внутренние переживания. Соответственно, частота генерации событий напрямую зависит от степени наполнения ячеек. При чём, эти события могут воздействовать и на сам аккумулятор. Так первичные внутренние чувства и инстинкты могут вызывать вторичные внутренние чувства, наполняя соответствующие ячейки аккумулятора. Более сложные паттерны поведения реализуются на основе некоторых базовых Правил, исходя из событий, генерируемых ячейками эмоционального аккумулятора инстинктов, первичных и вторичных внутренних чувств, аппаратных событий. Впрочем, в процессе проектирования функционирования ячеек эмоционального аккумулятора и всей Я-коллекции в целом, описание алгоритмов работы всех элементов, также выполняется в виде Правил. Отличие понятия Правило от классических алгоритмов в том, что Правила более гибки, могут автоматически подстраиваться под изменения в структуре исполнителя и конфигурации внешних событий, за счёт использования множества неизвестных первоначально, при описании Правил, тех или иных Признаков.