Любое живое существо имеет определённый набор физиологических потребностей, обусловленный особенностями вида. Недостаток кислорода, жажда и голод, малая и большая нужда. Боль, зуд и неудобство. Усталость и сонливость. Холодно или жарко, сухость кожи и прочее. Дезориентация и отсутствие опоры. Удовлетворение физиологических потребностей жизненно необходимо, несвоевременная их реализация может привести к ухудшению здоровья, а длительные нарушения биологических ритмов, недосыпание и недоедание, недостаток кислорода и воды, переохлаждение и перегрев, различные травмы, могут привести к разрушению и последующей гибели организма. Немного особняком можно рассмотреть сексуальную потребность, которая обусловлена одним из самых сильных инстинктов, необходимости в размножении, продолжении рода. Удовлетворение данной физиологической потребности для простых организмов сопоставимо с прочими по важности, но высшие существа могут длительно воздерживаться, по тем или иным причинам, поэтому для них данная потребность перерождается в желание, которое может быть отложено, на неопределённое время, по обстоятельствам.
Высшие существа, на основе физиологических потребностей, с одной стороны, а с другой, испытывая воздействие инстинктов и гаммы переживаний, обусловленных особенностями характера и воздействием окружающей среды, формируют множество желаний, которые могут быть удовлетворены сразу или в течение короткого промежутка времени. Можно провести условную черту между физиологическими потребностями и вторичными потребностями (материальными и моральными), которые направлены на удовлетворение жажды к игре, познанию, саморазвитию и творчеству. Желания могут быть целиком направлены на прямое удовлетворение тех или иных потребностей, либо вносить в процесс реализации творческие элементы, а также различные действия и целые ритуалы, обусловленные особенностями вида. Основная особенность желаний и вторичных потребностей в отличие от физиологических потребностей в том, что они могут быть реализованы разными путями, в том числе и на основе заранее продуманных наборов действий. Желания, которые невозможно реализовать сразу, либо угасают со временем, замещаясь другими, либо наоборот перерождаются в новую категорию, условно разделяемую на мечты и цели жизнедеятельности, что свойственно, в первую очередь человеку. Сильный характером индивид полностью контролирует свои желания и может сдерживать проявление собственных эмоций, в тоже время постоянный самоконтроль и отказ себе в реализации большинства желаний сильно изнашивает нервную систему и организм в целом. Для психологического и физического здоровья необходимо периодически давать волю эмоциям и по возможности потакать своим желаниям, так только, чтоб они не шли в разрез с интересами близких и общества в целом. Это касается и отложенных желаний, мечты могут быть и невыполнимыми в принципе, но можно найти замещающие их цели в жизни, которые помогут частично исполнить даже самые не мыслимые, на первый взгляд желания.
Практически какой-то единой цели в жизни не существует. Каждый человек сам формирует свои цели жизнедеятельности, с младенчества, испытывая различные физиологические и вторичные потребности, желая чего-то и мечтая, на основе инстинктов и характера, саморазвития и воспитания, взаимодействия с окружениями. При чём, этот процесс не прекращается в течение всей жизни. Со временем меняются приоритеты, появляется новый опыт, удаётся что-то реализовать, а что-то перестаёт быть актуальным. Значительное влияние имеют особенности культуры общества, в котором живёт человек. К примеру, для западной культуры преобладает индивидуализм, а для восточной наоборот силён институт семьи. Поэтому, для кого-то важно посвятить себя воспитанию семьи, поддержке родителей, близких и, возможно, многочисленных родственников и даже просто друзей. А кто-то, наоборот, живёт чисто для себя, занимаясь бизнесом, спортом или творчеством, возможно политикой и общественной деятельностью, стремясь, прежде всего, к самореализации, карьерному росту и улучшению своего благосостояния. Возможно, что кому-то удаётся совмещать и семью, и карьеру, а кто-то, просто добившись одного, переключается на новые цели, которым раньше не было возможности уделять достаточное время.
Жажда познания и жажда творчества, присущие практически всем детям, со временем затухает, во многом это обусловлено особенностями характера и, конечно же, возможностью реализации желаний, связанных с потребностью узнавать новое и творить. Поэтому так важно дать детям попробовать свои способности буквально во всём, что им доступно по тем или иным критериям. Сильные характером подростки, нереализованные желания и сформированные на их основе мечты, превращают в цели, к которым они в последствие движутся. Впрочем, многие не осознают разницу между гипертрофированными физиологическими потребностями и истинными мечтами и целями. К примеру, необходимость жить отдельно от родителей, обусловлена, прежде всего, удовлетворением собственных физиологических и частично вторичных потребностей, когда подростку кажется, что, живя отдельно, он сможет себе позволить всё что угодно, чего он лишён был под присмотром взрослых.
Обычные желания возникают спонтанно, под воздействием инстинктов, в результате неудовлетворённости в реализации физиологических потребностей (стремление к улучшению быта своего и близких индивида), вторичные потребности могут зависеть от удовлетворённости первичных, когда сытно и комфортно, хочется играть, петь и танцевать, развлекаться как-то там ещё. Практически постоянно индивиды испытывают те или иные желания, некоторые появляются вновь, а некоторые периодически, повторяясь в соответствии с теми или иными биологическими циклами. Интенсивность возникновения желаний зависит от темперамента, испытываемых физиологических и вторичных потребностей, от возраста и пола индивида, взаимодействия с другими людьми. Наиболее устойчивые желания, которые нет возможности удовлетворить в ближайшее время, становятся мечтами или целями жизнедеятельности. Разница между мечтой и целью не сильно большая, всё зависит от того, насколько это отложенное желание может быть реализовано в будущем.
Ребёнок не может спрогнозировать, как будет развиваться ситуация в будущем, поэтому ему трудно разделить мечты и цели. Вопросы, для чего я живу, и какие цели мне в жизни выбрать, начинают возникать в подростковом возрасте, в нормальных условиях в этом выборе должны помогать родители и педагоги. В настоящее время сильное влияние оказывают средства масс-медиа. Во многих случаях, при недостатке воспитания, слабости характера и низком уровне развития интеллекта, человек, даже в зрелом возрасте, не способен определится с целями в жизни, лелея мечты детства, возникшие из нереализованных желаний. Не имея устойчивых целей, такие люди, ограниченные сиюминутными желаниями, становятся балластом общества, некоей серой массой. Эта серая масса, впрочем, также используется современным обществом, по полной, в качестве потребителей различных товаров и услуг в условиях рынка, а также для выполнения малоответственной работы, не требующей от них полной отдачи, в физическом и, тем более, в духовном плане. Не стоит эти строки воспринимать негативно, всё-таки «серая масса» составляет значительную часть общества, многие из них просто следуют своим врождённым инстинктам, хорошо, если они всё-таки заводят детей и им удаётся их нормально воспитать, можно считать, что дети — это основная их цель в жизни. Негативно я отношусь лишь к тем, кто живёт чисто для себя и ничего не даёт обществу, только потребляет, являясь иждивенцем, либо работая от случая к случаю, не занимаясь никаким творчеством, впрочем, они сами в этом не виноваты, просто им не повезло с генетикой, воспитанием и прочее.
Чувства привязанности людей друг к другу, обусловленные кровными узами, дружбой, обычно между представителями одного пола, или сожительством мужчины и женщины, вносят определённые коррективы в формирование целей жизнедеятельности. К примеру, дочка хочет помогать маме в дальнейшем, или сын желает продолжить дело отца. Друзья вместе собираются снимать жильё, поступать в один колледж или ВУЗ. Мужчина и женщина хотят создать новую семью, завести детей и (или) вести совместное хозяйство. Возможны наоборот временные объединения людей, для достижения той или иной цели сообща, которые могут перерасти в долговременные отношения, это и туризм, и занятие спортом или творчеством. Вариантов очень много, как и людей на земле, но конечно же в большинстве случаев можно найти общие черты, деля индивидов на определённые группы. Система имитации мышления проектируется как модель человеческого общества, соответственно индивиды СИМ также должны воспитываться, как дети. Им должны быть предложены различные роли в обществе, с расчётом, чтоб они могли сделать осознанный выбор и внести свой вклад в развитие этого общества, которое, со временем, должно будет стать часть реального общества людей. Дизайнеры интеллектуальных агентов могут только предположить, каким будет их подопечный, задавая набор особенностей характера и инстинктов. Реальный результат можно будет увидеть лишь в процессе воспитания, который зависит от множества случайных факторов. Для того, чтоб получить более быстрый и прогнозируемый результат, к примеру, при создании СИМ персонажей для игры или других интерактивных приложений. Тут можно будет осуществлять сопровождение дизайнером разработанного им индивида СИМ, с прямым управлением реестра целей жизнедеятельности и способов их реализации. Вплоть до контроля приоритетов в выполнении тех или иных задач, настраивая эффективность выполнения возложенных на них целей. В тоже время, возможно, что для тех же целей, когда система имитации мышления будет достаточно развита, будет просто выбирать уже «воспитанных» СИМ персонажей, определившихся самостоятельно с тем, какие цели в жизни им выбрать. Для этого в системе будут создаваться различные виртуальные миры, либо имитирующие реальный мир, либо отражающие исторические срезы, либо наоборот прогнозирующие развитие общества в будущем. В отдалённой перспективе, развитые индивиды СИМ, с определёнными наборами качеств и навыков, могут быть привлечены на более ответственные должности, как в виртуальном, так и реальном мире.