Контекст, или иначе тема диалога, тесно взаимосвязаны с окружением. При чём это может быть не только коллекция ближайшего окружения, но и любая другая реальная или виртуальная коллекция. Таким образом контекст разговора с тем или иным собеседником — это фактически список известных всем участникам диалога коллекций, объекты, действия, а также их признаки которых обсуждаются в беседе. В тоже время, в диалоге могут обсуждаться образы из разных коллекций, мало связанных друг с другом. Поэтому они должны быть распределены по разным контекстам. Система имитации мышления должна автоматически формировать новый контекст, на основе вновь создаваемой коллекции. Затем в процессе освоения множества взаимосвязей между объектами, возможно создание новых виртуальных коллекций, которые будут формировать одновременно новый контекст.
Контекст — это временная виртуальная коллекция, возникающая автоматически, в результате внутренней мыслительной деятельности интеллектуального агента, в ответ на возникновение новых групп сложных Образов и Коллекций, объединённых различными взаимосвязями. Также любой распознанный Образ тут же активируют коллекцию, которой он принадлежит, она соответственно становится также одним из контекстов беседы. После того, как образы распознаны, временная коллекция может быть либо деактивирована, либо преобразована в постоянную виртуальную или реальную коллекцию.
В говорящем имени Образа, при создании новой коллекции, она в начале имеет статус неопределенной сущности, затем система, либо сразу переводит её в статус реальной, если информации достаточно, чтоб это определить, либо даёт ей статус временной виртуальной коллекции, что равнозначно созданию нового контекста. Таких неопределенных коллекций может создаваться несколько, к примеру если ведётся разговор с несколькими собеседниками одновременно. В процессе диалога и его осмысления контексты или их часть могут быть преобразованы либо в виртуальную, либо реальную коллекцию, с сохранением в памяти. Так же, сама беседа будет сохранятся в памяти целиком. В итоге индивид СИМ будет иметь возможность возвратится к записям бесед, для переосмысления, в результате чего могут быть созданы новые коллекции.
Важным признаком реальной коллекции является время, таким образом если в беседе описывается настоящее время, то коллекция имеет значительный шанс получить статус реальной. В тоже время интеллектуальный агент, по различным описаниям в прошедшем времени может сформировать Образ коллекции в настоящем времени, как и построить прогноз развития событий в будущем. Такая коллекция также имеет шанс получить статус реальной, имея одновременно, как и любая другая реальная коллекция, статические снимки состояния в прошлом и прогнозов возможного состояния в будущем. Виртуальные коллекции, могут по аналогии с реальной иметь снимки состояния из прошлого и прогнозов, к примеру это может быть описание семейных связей подопечного. Другие виртуальные коллекции могут не иметь снимков состояния, к примеру такие устоявшиеся сущности как различные классификации и онтологии. Индивид СИМ, являясь неким персонажем со своей собственной легендой появления на свет, имея определённый список целей жизнедеятельности и средств их достижения, будет постоянно вести внутренний диалог, как бы сам с собой. Он будет задавать сам себе вопросы, в попытках понять своё предназначение, будет домысливать недостающие части своей легенды. Интеллектуальный агент будет изучать окружение, восполняя пробелы в информации, описывающей его части и их взаимосвязи. Соответственно в процессе внутреннего диалога также будут создаваться новые контексты, которые в итоге могут породить множество новых виртуальных коллекций.